Сваливайтесь красиво
Как прыгать с парашютом и секрет красивого приземления
Вопрос ко всем: и кто начал прыгать с парашютом буквально вчера, кто недавно закончил курс AFF и кто давно совершает прыжки с парашютом в Москве
Отчетливо знать момент, в котором ваш купол прекращает лететь и достигает так называемой «точки сваливания», жизненно важно для любого, кто практикует прыжки с парашютом, BASE или полеты на параплане. Впрочем, если до сих пор вы этого не узнали – не переживайте, вы не одиноки. Поразительно, но существует огромное число «нейлоновых пилотов», которые никогда серьезно не изучали свое оборудование на предмет сваливания.
Сваливание – резкое уменьшение подъёмной силы в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком.
Зачем это нужно? Во-первых, для того, чтобы точно знать возможности своего снаряжения. Пока вы этого не знаете, вы не имеете права сказать, что полностью контролируете ситуацию. Во-вторых, чтобы получить дополнительное преимущество на приземлении – той самой части прыжка с парашютом, которая считается наиболее опасной. Какие – узнаете по мере чтения этой статьи.
Давайте поконкретнее, что такое свал?
Большинство «купольных пилотов» считают, что свал (почему-то парашютисты чаще говорят именно так, хотя в остальной авиации используется термин «сваливание») – это момент, когда парашют летит настолько медленно, что не в состоянии обеспечивать подъемную силу. На самом деле это наиболее частое, но не совсем точное определение. В аэродинамике сваливание – это резкое падение подъемной силы из-за нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком. Это происходит при достижении крылом критического угла атаки, и скорость полета тут совершенно ни при чем
.
Угол атаки – это угол между хордой крыла и направлением набегающего потока. «Критическим» он становится в тот момент, когда на верхней поверхности крыла происходит срыв потока.
Срыв потока
Проще всего объяснить, как это выглядит, на примере горной речки с каменистым дном. Жидкость старается огибать камни по максимально плавной кривой, и даже в очень быстром потоке огромные валуны выглядят ровными и гладкими. Но стоит воде обогнуть камень, как она начинает хаотично брызгать и бурлить.
Поток воздуха ведет себя точно так же, как поток воды. Бурление и брызги – это те самые завихрения воздуха (турбулентность), которые образуются над верхней плоскостью крыла. Какое-то их количество есть всегда, но стоит резко изменить форму крыла (перевернуть камень под другим углом) или форму самого потока (бросить за первым камнем еще один, тем самым создав препятствие), как поведение потока станет непредсказуемым. Рано или поздно наступит момент, когда количество завихрений и отклонений воздушного потока над верхней частью крыла превысит некий критический порог, он перестанет создавать подъемную силу и крыло потеряет контроль.
Угол атаки
Будь наше крыло железным, как у самолета, пришлось бы устанавливать рули высоты и прочие приспособления, чтобы менять его угол по отношению к набегающему потоку. Но оно тряпичное, поэтому рулей высоты нет, и нужен какой-то другой способ.
Раз крыло тряпичное, можно попробовать изменить его форму. Самый простой способ это сделать – натянуть клеванты. Более «продвинутый» вариант – натянуть задние свободные концы. В обоих случаях задняя нейлоновая кромка создаст препятствие для набегающего потока воздуха. Он будет вынужден изменить свое направление, а значит угол атаки тоже изменится. Чем больше угол атаки – тем больше подъемная сила (соответственно, тем меньше вертикальная скорость). Правда, это справедливо только до определенного момента. Когда угол станет слишком большим (критическим), подъемная сила наоборот резко упадет – это и будет сваливание. На большинстве современных парашютов добиться этого можно, вытянув клеванты до упора вниз.
Другой способ – совершить резкий маневр. Форма самого крыла при этом особо не поменяется, зато резко изменится направление его обтекания воздушным потоком, что неизбежно приведет к завихрениям и турбулентности, а там и до срыва недалеко. Такой сценарий, правда, больше подходит парапланеристам, где сваливание во время разворота – обычное дело. Чтобы свалить в развороте парашютное крыло придется сильно постараться, но особо одаренным еще и не такое удается.
Как видно, ни в первом, ни во втором варианте скорость полета не имеет никакого значения. Вот почему связывать вероятность сваливания с низкой скоростью в корне неверно. Все, что нужно, чтобы заполучить сваливание – достигнуть критического угла атаки. На высокой скорости это можно сделать не менее успешно, чем на небольшой.
Мало того, из этого следует еще один вывод: сильно загруженное крыло достигнет точки сваливания на более высокой скорости, чем точное такое же, но с меньшей загрузкой. И это еще одна из тысячи причин, почему уменьшаться нужно осознанно и осторожно.
Что происходит с парашютом в момент сваливания
Если сваливание – это резкая потеря подъемной силы, то ответ очевиден. Парашют (и висящий под ним парашютист) начинает резко проваливаться вниз. Если процесс затянется, может возникнуть еще и закрутка, поскольку «сдувшееся» крыло ведет себя как простая скомканная тряпка.
На практике это маловероятно, потому что мало кому придет в голову держать клеванты постоянно зажатыми. А как только вы их отпустите (либо завершите резкий маневр), купол вновь «надуется» от набегающего потока и восстановит рабочее положение. Серьезные проблемы могут возникнуть только в том случае, если все это будет происходить близко от земли.
Ну и зачем мне это знать, если сваливание на большой высоте ничем не грозит, а вытворять нечто подобное у земли я не собираюсь?
В том-то и дело, что собираетесь! Мало того, вы это уже делали. Начиная с самого момента, когда решились сделать свой первый
прыжок с парашютом. И все ваши знакомые парашютисты делали. Даже самые крутые. И даже ваш самый-лучший-в-мире инструктор это постоянно делает. Всегда, на каждом прыжке. Потому что всем известная подушка на приземлении есть ни что иное, как сваливание. Ну или почти сваливание, он же так называемый «предсвал».
Дело в том, что студенческие купола обычно сконструированы так, что загнать их в полный свал невозможно. Как правило, это достигается за счет слегка избыточной длинны строп управления. Но вы же не собираетесь всю жизнь совершать прыжки с парашютом на студенческих куполах?
Вот почему важно момент сваливания знать, понимать и тренировать. Тем более приземляться красиво, а не сваливаться (в бытовом, а не аэродинамическом смысле этого слова) на пятую точку никто не запрещал и на студенческих куполах.
Что же делать? Идти прыгать с парашютом, конечно же!
Разумеется, все эксперименты со сваливанием необходимо проводить, имея хороший запас высоты. Очень хороший. Ваша глобальная задача – понять, как реагирует ваш купол на полный ввод клевант. Причем понять это нужно не в целом и общем, а для каждого конкретного парашюта. Даже два совершенно одинаковых парашюта, но при разной загрузке, атмосферных условиях, степени изношенности и т.д. и т.п. ведут себя по-разному. Вы должны понимать в какой момент именно сегодня и именно этот купол меняет свое поведение. Какое усилие требуется, чтобы полностью вытянуть клеванты? Сколько времени проходит между этим моментом и потерей подъемной силы? Что при этом происходит с куполом? Сколько времени ему нужно, чтобы восстановиться?
Это лишь приблизительные вопросы, которые нужно себе задать. Главное – повторение мать учения – прочувствовать момент свала. Правда, прежде чем бежать записываться во взлет на прыжок с парашютом, желательно выполнить еще несколько пунктов:
- Изучите мануал к вашему парашюту. Большинство производителей обязательно включают в него раздел, посвященный действиям при сваливании.
- Сообщите о своих намерениях инструктору
- До начала «эксперимента» убедитесь, что вы не ниже 800 метров, а вокруг, сверху и снизу нет других парашютистов.
Я попробовал. Почувствовал. А приземляюсь все равно криво. Что я делаю не так?
Лучший способ найти ответить на этот вопрос – попросить кого-нибудь снять ваше приземление на камеру и разобрать его с инструктором. Но если продолжить теоретизировать, основных проблем при выполнении подушки обычно две: вы делаете ее слишком рано или слишком низко.
Слишком низко
В момент, когда вы вытягиваете клеванты, чтобы свалить купол (сделать подушку), увеличивается угол атаки. Если увеличивается угол атаки, то увеличивается и сопротивление. Если увеличивается сопротивление, горизонтальная скорость падает. Вот только падает она неравномерно. Большой по площади, но очень легкий купол замедляется быстрее, а маленький, но тяжелый пилот – медленнее. Из-за этого пилот как бы улетает вперед. В этом плане очень характерны прыжки с инструктором в тандеме: так как «груз» здесь в два раза тяжелее, этот момент особенно заметен.
Если подушка сделана слишком низко, то в таком положении «вперед ногами» пилот и приземлится – времени на выравнивание не остается. Поэтому совет для тех, кто регулярно вспахивает летной поле пятой точкой, простой – попробовать делать подушку чуть выше. Только не слишком высоко.
Слишком высоко
Крайний разворот, прямая, земля набегает, кажется, что уже вот-вот и все… Приземления не зря считается самым опасным моментом прыжка. Поэтому-то и страшно. Ты затягиваешь клеванты, купол послушно останавливается и… ой, до земли-то еще добрых пару метров. И сколько бы раз не говорил инструктор, что высокая подушка не так ужасна, как кажется, и главное правило, если уж она приключилась – ждать, инстинкты оказываются сильнее. Ну страшно же! Сейчас отпущу слегка клеванты – совсем немного, буквально чуть-чуть. В ответ на это чуть-чуть купол вновь набирает горизонтальную скорость – тоже совсем чуть-чуть, но вполне достаточно, чтобы поставить свой груз на колени.
На самом деле высокая подушка действительно не так уж страшна. Парашют замедляет скорость свободного падения не только благодаря подъемной силе, но и за счет свой площади – в силу обыкновенного сопротивления. Этого сопротивления вполне хватит, чтобы более-менее мягко опустить вас с двух метров, если даже подъемная сила из-за поспешно выполненной подушки пропадет. Тем более, мы уже выяснили, что на студенческих системах полного исчезновения подъемной силы (сваливания) из-за конструктивных особенностей может вообще не быть.
И это все? А где обещанный секрет красивых приземлений?!
Так вот же он, выше. Если не заметили – перечитайте все еще раз. И еще раз. И еще столько раз, сколько потребуется, чтобы уложить в голове все эту аэродинамику. Только не попадите в ловушку: если перед прочтением этой статьи вы считали, что сваливание – это какая-то ужасная ситуация, которая происходит из-за полетов на медленной скорости, то теперь может сложиться убеждение, что к сваливанию ведет полное вытягивание клевант, и вообще это крайне полезная штука, которую надо регулярно практиковать.
Регулярно практиковать нужно прыжки с парашютом. А полное вытягивание клевант ведет к увеличению угла атаки, которое, в свою очередь, ведет к увеличению подъемной силы. Правда, только до определенного момента, после которого подъемная сила наоборот падает, причем совсем. Правда, не всегда. Звучит сложно?
Прыгать с парашютом тоже не так уж легко. Точнее, прыгать легко, а вот приземляться – трудно. И единственный способ облегчить этот момент – досконально разобраться, как устроен парашют, как он летает, почему он ведет себя так, а не иначе, и как этим всем можно управлять. Вот, собственно, и весь рецепт.