+7 (499) 400-37-56

За что боролись
Прыжки с парашютом стали слишком безопасными

Вся история человечества – вечная попытка раздвинуть свои границы. У нас в скайдайвинге это видно особенно хорошо. Каких-то сто лет назад сама идея спрыгнуть с высоты и остаться в живых казалась утопией. Сегодня прыгнуть с парашютом может кто угодно – от

прыгнуть с парашютом, прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, афф, aff
Полчаса наземной подготовки – и ты звезда инстаграма. А еще полвека назад за сам факт успешного возвращения с неба на землю звезды героев давали. На подготовку уходили месяцы, если не годы. Сегодня – программа AFF , десяток прыжков и добро пожаловать в семью. Для большинства современных скайдайверов прыжки с парашютом – это не героизм, не экстрим и даже не спорт, а так – развлечение на выходные дни. Наряду с горными лыжами или погружениями с аквалангом. Некоторые, например, вообще уже без парашютов прыгают…

Это не хорошо и не плохо – это наша жизнь. Мы привыкли считать, что все это стало возможным благодаря изобретению всяких-разных приспособлений, сделавших прыжок с парашютом безопасными как никогда. Парадокс в том, что те же самые приспособления провоцируют нас на риск.

Чтобы лучше понимать, можно привести аналогию с автомобилем. Что безопаснее – старые «Жигули» или последней модели «Мерседес», напичканный всеми мыслимыми техническими приспособлениями, от подушек безопасности и тормозов с системой АБС до круиз-контроля и всего, до чего только додумались лучшие инженеры ведущих конструкторских бюро мира?

Правильный ответ – зависит от того, кто сидит за рулем. Потому что ни АБС, ни подушки безопасности, ни все остальные приблуды не способны спасти жизнь водителя сами по себе. Антиблокировочная система не даст автомобилю уйти в занос, если вы пережмете тормоз в крутом повороте. Но она сработает только в том случае, если вы в принципе будете его иногда нажимать, а не давить «на все деньги» педаль газа в пол уповая на то, что машина напичкана средствами пассивной безопасности.  К сожалению, человеческая натура такова, что обычно происходит обратное: пересев в хорошую современную машину мы расслабляемся и начинаем ездить быстрее.

Если говорить про прыжки с парашютом , то такими средствами пассивной безопасности являются:

- ААD или прибор , автоматически раскрывающий парашют. Изобретение современных приборов можно считать самым главным прорывом, полностью перевернувшим представления о безопасности скайдайвинга.

- Цифровой высотомер или «пищалка» . Ну правда же круто? Больше не нужно постоянно смотреть на стрелку высоты и тем более отсчитывать в уме секунды, как это делали парашютисты на заре развития скайдайвинга. Достаточно вставить маленькую штучку в шлем над ухом и она даст сигнал в нужный момент.

- Огромное разнообразие пилотируемых куполов . Они не просто управляемые, а еще и довольно скоростные, а значит меньше зависимость от погоды и больше шансов прийти в нужную точку. Они мягко открываются, а значит парашютист уже не обязан быть физически крепким тренированным мужчиной, а может быть хрупкой девочкой. Они прощают много ошибок, а значит можно не готовиться месяцами, а научиться самостоятельно прыгать с парашютом буквально за пару выходных. Они разные для разных дисциплин. Есть даже такие, которые рассчитаны на двоих человек сразу, а значит любой желающий может прыгнуть с парашютом в тандеме вообще без какой-либо подготовки. Звучит банально, да? Но только представьте, в каком состоянии был бы современный скайдайвинг, если бы мы пользовались парашютами образца, скажем, 70-80-х.

- Материалы , из которых шьют современные парашюты, благодаря чему два купола легко умещаются в один маленький «рюкзачок».

- RSL или «транзит» . Начинающий парашютист запаниковал и после отцепки не смог дернуть кольцо? Ничего страшного, есть транзит, он все сделает сам!

- Вингсьюты и костюмы для трекинга с немыслимыми по меркам прошлого века летными качествами, благодаря чему время фрифола увеличилось на такую же немыслимую величину. Чем дольше фрифол – тем больше времени на исправление ошибок.

- Появление всевозможных курсов – от пилотирования до любых других дисциплин. Тут даже примеров не нужно, достаточно вспомнить так называемую «вторую программу» и курс АФФ. Если в первом случае парашютист довольствовался добрыми напутствиями инструктора, помахавшего ему ручкой с обреза, то в программе AFF инструктор всегда рядом. Даже два. Так и в любой другой дисциплине – больше не нужно доходить до всего самому, достаточно воспользоваться услугами тренера или коуча.

- Доступные экшн-камеры . Да, сама по себе эта штучка на шлеме малоопытного перформера способна вызвать немало проблем, зато теперь видеосъемка прыжков перестала быть прерогативой избранных. Можно снимать хоть каждый свой прыжок с парашютом , а затем посекундно его анализировать. Очевидно, что освоение новых навыков таким образом идет намного эффективнее и быстрее.

Это здорово, что у нас появились все эти изобретения. Каждое из них абсолютно точно назвать прорывом в безопасности скайдавинга. И если сложить их вместе, можно смело утверждать, что прыжки с парашютом благодаря их использованию стали намного безопаснее. В целом. Но как они повлияли на каждого из нас в частности? Правильно, мы стали еще увереннее «жать на газ».

А теперь по пунктам.

Прибор. В отчетах Cypres описано ужасающее число случаев, когда люди не предпринимали никаких попыток открыть запасной парашют, а просто падали до срабатывания прибора. Еще раз: человек падает с высоты несколько километров и не предпринимает никаких попыток спасти свою жизнь, а ждет, когда это сделает за него электронный гаджет! Еще цифры: за три года с 2006 по 2009 зафиксировано 32 срабатывания прибора. За такие же три года с 2012 по 2015 – уже 54 (и это только официальные цифры). Значит ли это, что прыгать с парашютом стало почти вдвое больше людей? Вряд ли. Скорее, еще больше людей стали надеяться на прибор.

Пищалка. Еще остались опытные парашютисты «старой школы», которые умеют довольно точно определять высоту на глаз. Но они исчезают со скоростью мамонтов. Для начинающих скайдайверов это что-то из области фантастики. Зачем? Зачем тренировать глазомер, зачем считать про себя, зачем вообще отвлекаться на контроль высоты, если есть пищалка? Это как объяснить современному ребенку, почему нужно учиться считать столбиком. Зачем, если есть калькулятор? Ребенок не застал мира, в котором калькуляторов не были или они стоили как крыло от самолета, а вчерашний пост-АФФ не застал мира, в котором секунды нужно было отсчитывать про себя.

Современные купола. Да, они быстрые. Да, они управляемые. Да, они безопасные. Примерно настолько же, насколько безопасны болиды «Формулы-1» по сравнению с «Жигулями». Разве кто-то возьмется спорить, что в королевских гонках собраны все последние технологические новинки, способные защитить пилота от любых опасных ситуаций? Но значит ли это, что если дядя Вася из «Жигулей» пересядет в безопасный болид «Формулы-1» и нажмет на газ, он доживет хотя бы до первого поворота?

Транзит. Величайшее изобретение – пожалуй, второе по важности после прибора. Но многие скайдайверы отказываются его использовать. Хорошо, если это происходит осознанно, потому что в некоторых случаях транзит действительно может сыграть плохую службу и нужно быть точно уверенным, что не забудешь его отключить «если что». Но плохо, что многие отказываются от него не поэтому, а потому что просто «не круто».

Вингсьюты. Они увеличили время свободного падения, что особенно ценно для бэйсеров, но они же дали начало и совершенно новому, безумно опасному направлению – проксимити. Комментарии тут явно излишни.

Материалы. PD сделал «Оптимум» - культовую запаску из ткани с минимальным укладочным объемом. Так что теперь можно уложить в свой ранец запаску размером побольше. Но как трактовало большинство скайдайверов это изобретение? Правильно, пошли заказывать ранчик поменьше. Потому что «ранчик поменьше» в отличие от транзита – это «круто».

Курсы. Любое обучение лучше, чем его отсутствие. Но не нужно даже статистику собирать, чтобы заметить явный перекос. Современные скайдайверы охотно тратят огромные деньги на полеты в трубе, призванные улучшить навыки свободного падения, и очень неохотно тратят деньги на курсы пилотирования, способные улучшить навыки выживания. Почему?

Можно долго продолжать рассуждать в том же духе, но суть рассуждений стара как мир – ни одно изобретение, какими бы полезными они не были, не заменит парашютисту головы. Нам повезло жить во время, когда ради счастья упасть в небо не нужно совершать подвигов и в прямом смысле рисковать жизнью. Это здорово, что современные прыжки с парашютом обросли такой инфраструктурой, стали комфортными и (относительно) безопасными. И, конечно, было бы в высшей степени глупо отказываться от достижений прогресса. Просто не нужно забывать, что электронные приборы имеют свойство «глючить» и ломаться. Что «круто» - не самый важный аргумент в скайдайвинге. И что самый крутой купол не в состоянии пилотировать себя сам.