+7 (499) 400-37-56

Погода отличная, но инструктор не пускает прыгать. Почему?

Ответ для ленивых - потому что он инструктор, ему видней. Ответ для неленивых и желающих разобраться - потому что он инструктор, ему в силу опыта виднее то, что не видно новичку.

Термики - невидимое, но довольно неприятное погодное явление, возникающее обычно на стыке сезонов. Обычно об этом явлении вспоминают в мае - когда земля еще холодная, а воздух резко теплеет. В этом году погода сходит с ума и похожие условия наблюдаются только сейчас - после околонулевых ночных температур и затяжных дождей наконец-то приходит лето.
 
В таких условиях земля начинает интенсивно испарять влагу. Разумеется, процесс этот неравномерный, потому что “земля” - понятие относительное. Пашня, дикий луг, лес, река, асфальт - все они поглощают и излучают тепло по-разному. В результате над участками, прогретыми сильнее соседних, образуются массы теплого воздуха, а теплый воздух, как известно еще из школьного курса физики, поднимается вверх. Это есть восходящий термический поток или просто “термик”.
 
Термические потоки - восходящие потоки теплого воздуха, возникающие из-за неравномерного нагрева поверхности земли.
 
Чаще всего термики возникают в жаркие дни над темными поверхностями - свежевскопанная земля, крыши зданий, асфальт.  На аэродроме самыми опасными местами обычно являются бетонные рулежные дорожки и полоса, пересекающие площадку приземления. Вокруг аэродрома - любые сельскохозяйственные земли, которые часто рыхлят, поливают, из-за чего они активно испаряют влагу, и границы лес-поле, вода-земля – из-за разной скорости прогрева.

Наглядно видно, как в жаркую погоду над полем формируются восходящие потоки воздуха

Ну и что?
Тем, кто имеет опыт полетов на параплане или планере, слышать о том, что термики - опасная штука и их следует избегать, может быть несколько странно. Они термики наоборот ищут. Потому что используют для набора высоты.

При всей похожести аппаратов, у нас задача обратная - вернуться вниз. Желательно - целыми и невредимыми. А для этого нужно, чтобы на финальной прямой перед приземлением парашют летел ровно. Ровно – значит, купол наполнен, не складывается, не вращается, не заваливается в стороны, не клюет носом, крыло расположено параллельно земле. Любые отклонения от этого положения чреваты преждевременной встречей с поверхностью планеты со всеми вытекающими последствиями. А поскольку термик крайне нестабилен, то вероятность подобных “отклонений” при встрече с ним весьма вероятна.

На общечеловеческом языке это называется “купол начало колбасить”. Это не так уж опасно само по себе, потому что парашюты, особенно студенческие и пост-студенческие, имеют достаточный запас прочности и восстановления.

Но проблема в том, что парашютист в такой момент тоже начинает дергаться - то ли тянуть клеванты вниз, чтобы затормозить, то ли отдать вверх по принципу “больше скорость - меньше ям”, то ли тянуть одну клеванту, чтобы компенсировать заваливание, то ли обе, потому что инструктор на курсе АФФ говорил что подушка должна быть симметричной… И все это мгновенно, но пока ты успел подумать, купол уже качнуло в другую сторону, а земля уже близко, поэтому вместо осознанного пилотирования чаще всего начинается суета и паника. В этом-то и кроется главная опасность.
 
Что делать?

Это совершенно неверно с точки зрения аэродинамики, но так уж повелось, что термиками в парашютном мире часто называют вообще любую турбулентность у земли. На самом деле гораздо чаще на дропзоне может наблюдаться так называемый ротор - “завихрения” воздушного потока, возникающие с наветренной стороны зданий и крупных объектов, а при частой смене погоды - порывы и сдвиг ветра.
 
Очень наглядное видео, понятное без слов:


 
Впрочем, как бы оно ни называлось, алгоритм действий при встрече с любой “болтанкой” у земли одинаков. Так как лететь вверх, как уже выяснили выше, парашют не способен, придется отставить на потом панику и сожаления на тему “а меня ведь предупреждали!”  и приземляться.
 
Как? Соблюдая основные приоритеты на приземлении, записанные на подкорку еще во времена курса обучения прыжкам с парашютом АФФ:
 
1. Купол параллелен земле
На высоте ниже 100 метров развороты и любые маневры, которые приведут к крену купола - категорически запрещены.
2. Приземление на свободную площадку
3. Своевременная, симметричная подушка
Это большая отдельная тема, подробнее о том, как правильно выполнять подушку в разных условиях, почитать можно здесь.
4. Приземление против ветра
Основные недопонимания обычно связаны с пунктом первым. Запрет любых маневров на финальной прямой начинающие парашютисты иногда трактуют как запрет трогать клеванты вообще. А если и “трогать” - то “потихоньку” и симметрично. Разумеется, это не так. Если купол начинает заваливать в сторону, логично, что следует потянуть противоположную стропу управления, чтобы компенсировать крен. Делать это следует плавно, без рывков, но решительно и быстро. После выравнивания купола плавно выровняйте положение рук.

Внезапные вращения и пикирования также решаются мягким, но точным вводом клевант. Это поможет предотвратить или уменьшить резкую потерю высоты.
 
Ну и в целом, стратегия “потихоньку” - не самая удачная на случай турбулентности. Возможно, по аналогии с автомобилем кажется, что преодолеть “кочки” и воздушные “ямы” проще на маленькой скорости, поэтому руки инстинктивно тянутся “прибрать” клеванты, но полет в полном режиме (с максимально отданными клевантами) обычно позволяет “перелететь” неспокойную зону с гораздо меньшими потерями для нервной системы.
 
Наконец, если резкие скачки, проваливания, любые другие непредсказуемые изменения траектории происходят после начала выполнения подушки, ни в коем случае не бросайте клеванты. Продолжайте работать ими, помня, что приоритет номер один - выровнять купол относительно земли.
В любом случае будьте готовы к жесткому приземлению и перекату.
 
Чего точно нельзя делать в нестабильную погоду
Уменьшаться, переходить на новый купол (даже если он такого же размера, но другой), пренебрегать советами инструктора и более опытных товарищей. Они-то знают, что иногда один прыжок может стоить целого пропущенного сезона.